Одним из наиболее популярных вопросов в среде автомобилистов является взаимозаменяемость моторных масел. На многих форумах можно встретить стандартные вопросы типа: «можно ли заливать масло 5w40 вместо 5w30?», «можно ли смешивать минералку с синтетикой или полусинтетикой?» и так далее. На многие эти вопросы мы уже давали ответы на нашем сайте Vodi.su, также детально разбирали особенности маркировки моторных масел по SAE. В данном материале попробуем разобраться, допускается ли использование 5w40 вместо 5w30.

Моторные масла 5w40 и 5w30: различия и характеристики

Обозначение формата YwX, где “y” и “x” — некие числа, обязательно указываются на канистрах с моторным или трансмиссионным маслом. Это коэффициент вязкости по стандарту SAE (институт Society of Automobile Engineers). Символы в нем имеют следующее значение:

  • латинская буква W — сокращение от английского Winter — зима, то есть ГСМ, где мы видим эту литеру, можно эксплуатировать при минусовых температурах;
  • первая цифра — в обоих случаях это “5” — указывает на температурный минимум, при котором масло обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала и может прокачиваться по топливной системе без дополнительного подогрева, для ГСМ 5W0 этот показатель составляет от -35°C (прокачиваемость) и -25°C (проворачивание);
  • последние цифры (40 и 30) — указывает на температурные минимум и максимум сохранения текучести.

Таким образом, как не сложно догадаться, по классификации SAE моторные масла находятся рядом друг с другом и различия между ними минимальные. Перечислим для наглядности в виде списка:

  1. 5w30 — сохраняет вязкость при температурах окружающего воздуха в диапазоне от минус 25 до плюс 25 градусов;
  2. 5w40 — предназначено для более широкого промежутка от минус 25 до плюс 35–40 градусов.

Отметим, верхний температурный предел имеет не столь важное значение, как нижний, поскольку в двигателе рабочая температура масла поднимается до 150 градусов и выше. То есть, если у вас залито масло Mannol, Castrol или Mobil 5w30, это не значит, что во время поездки в Сочи, где летом температуры поднимаются выше 30–40 градусов, его необходимо сразу же менять. Если же вы постоянно проживаете в жарком климате, то необходимо выбирать ГСМ с более высоким вторым числом.

И другое важное отличие между этими двумя типами смазочных материалов — разница в вязкости. Состав 5w40 является более вязким. Соответственно, завести авто при понижении температур гораздо легче, если залито менее вязкое масло — в данном случае 5w30.

Так можно ли вместо 5w30 лить 5w40?

Как и на любой другой вопрос, касающийся эксплуатации автомобилей, есть множество ответов и еще больше «но». Например, если сложилась критическая ситуация, вполне допускается смешивание различных видов ГСМ, но после этого возможно придется полностью промывать двигатель. Таким образом, чтобы дать наиболее профессиональную рекомендацию, необходимо проанализировать техническое состояние транспортного средства, инструкции производителя, условия эксплуатации.

Перечислим ситуации, в которых переход на масло с большим индексом вязкости не только возможен, но иногда попросту необходим:

  • при длительной эксплуатации транспортного средства в регионах с более жарким климатом;
  • при пробеге на одометре свыше 100 тысяч километров;
  • при падении компрессии в двигателе;
  • после капремонта двигателя;
  • в качестве промывки для краткосрочного использования

Действительно, после прохождения 100 тысяч километров зазоры между поршнями и стенками цилиндров увеличиваются. Из-за этого наблюдается перерасход смазки и топлива, падение мощности и компрессии. Более вязкие ГСМ формируют на стенках пленку повышенной толщины для минимизации зазоров. Соответственно, переходя с 5w30 на 5w40, вы тем самым улучшаете динамические характеристики и продлеваете ресурс жизни силового агрегата. Заметим, что в более вязкой масляной среде затрачивается больше усилий на проворачивание коленчатого вала, поэтому уровень расхода горючего вряд ли сильно уменьшится.

Ситуации, в которых переход с 5w30 на 5w40 крайне нежелателен:

  1. в инструкции производитель запретил использовать другие виды ГСМ;
  2. новое авто недавно из салона на гарантии;
  3. понижение температуры воздуха.

Также очень опасной для двигателя является ситуация смешивания смазочных материалов с разной текучестью. Масло не только смазывает поверхности, но и отводит избыточное тепло. Если же мы смешаем два продукта с различными коэффициентами текучести и вязкости, двигатель будет перегреваться. Особенно этот вопрос актуален для современных высокоточных силовых агрегатов. И если на СТО вам предлагают вместо 5w30 залить 5w40, мотивируя это отсутствием нужного типа смазки на складе, соглашаться ни в коем случае нельзя, так как после таких манипуляций ухудшится отвод тепла, что чревато целым букетом сопутствующих проблем.

Выводы

Исходя из всего выше перечисленного, приходим к заключению, что переход на тот или иной тип ГСМ возможен лишь после детального изучения характеристик силового агрегата и требований производителя. Желательно воздержаться от смешивания смазок от разных производителей и на разных основах — синтетика, полусинтетика. Опасен такой переход для новых авто. Если же пробег большой, необходимо проконсультироваться со специалистами.

Видео

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...