Допустимо ли заливать 92 бензин вместо 95?

Факт подорожания жизни заметен невооруженным глазом: дорожают доллар, продукты питания, услуги ЖКХ. Автомобилистам же приходится мириться с повышением цен на горючее. Так, на февраль 2019 года цены на АЗС Москвы выглядят следующим образом:

  • 92-ой бензин за литр обойдется в сумму от 39-ти рублей;
  • 92+ — от 41,99 до 42,99 в зависимости от сети автозаправок;
  • 95 и 95+ — от 43-х до 47,27 руб/литр;
  • 98 и 98+ — 53-55 рублей;
  • заправиться дизелем можно по цене от 42,30 до 49,99 за ДТ+;
  • газ же в среднем стоит от 23 рублей 70 коп.

Если Вы не успели перевести свое авто на газ, то, вероятно, размышляете над вопросами экономии. В Европе, например, пропагандируют отказ от использования личного транспорта в городской черте. Но жителям Москвы, Санкт-Петербурга или других российских мегаполисов типа Новосибирска или Екатеринбурга такой вариант вряд ли подойдет, ведь времени на поездки будет уходить намного больше, если пользоваться метро, трамваями и троллейбусами.

Поэтому приходится искать какие-то другие пути экономии. И если сравнить цены на топливо, можно прийти к закономерному вопросу: а почему бы вместо более дорогого Аи-95 не заливать 92-ой бензин? Как на такой переход отреагирует двигатель нашей машины, и насколько ощутимой будет экономия? Постараемся разобраться.

В чем разница между 92 и 95 бензином?

В инструкциях ко многим автомобилям производитель указывает рекомендованный и допустимый бензин: «рекомендуется для заливки 95, а Аи-92 допускается к использованию» или «98 — рекомендованный, допустимый — 95». Сразу отметим, что выбор того или иного типа бензина зависит от массы факторов:

  • год выпуска авто — новые авто 2010-х годов выпуска очень чувствительны к перемене заливаемого в бак горючего;
  • степень сжатия в двигателе;
  • тип системы зажигания, возможность регулировки угла опережения зажигания и адаптации к бензину с разными октановыми числами;
  • тип двигателя — инжектор (распределенный впрыск, Common-Rail), карбюратор.

Как мы писали ранее на Vodi.su, цифры 95, 98, 92, 80 и др. обозначают октановое число топлива. Это характеристика, указывающая на способность горючей смеси противостоять воспламенению в блоке цилиндров при разных условиях. То есть, Аи-92 будет воспламеняться при более низкой температуре и давлении, чем Аи-95, не говоря уже про 98+.

Определяют это число в оборудованных лабораториях, применяя специальные исследовательские установки, в которых имитируют условия, возникающие в камерах сгорания. До нужной отметки октановое число доводят, доливая в горючее составы из изооктана и гептана, которые являются эталонными видами топлива, соответствующими тому или иному числу.

Так можно ли заливать Аи-92 вместо Аи-95?

Ответ будет коротким: если данный вид бензина, указан как допустимый, то ничего опасного не произойдет. Но при условии, что вы будете лишь изредка прибегать к такой практике. Переходить же на использование низкооктанового бензина на постоянной основе можно лишь в следующих случаях:

  • марка бензина указана как рекомендуемая на обратной стороне лючка бензобака;
  • у вас «старое» авто выпуска 90-х или нулевых годов с невысокой степенью форсированности двигателя;
  • в инструкции указано, что угол опережения зажигания может адаптироваться под низкооктановый бензин;
  • установлен датчик детонации, согласуясь с показаниями которого ЭБУ уменьшает угол опережения зажигания.

Но нужно сразу указать на определенные проблемы, с которыми вы столкнетесь. Прежде всего, увеличивается расход бензина. Во-вторых, увеличивается нагрузка на двигатель из-за более раннего воспламенения топлива и возможных детонаций. В-третьих, возникает реальный риск разрушения клапанов и элементов газораспределительного механизма. В-четвертых, негативные последствия испытывают на себе и другие системы: глушитель, система охлаждения двигателя, расходуется больше масла и так далее.

Ну, а если у вас авто последних годов производства с высокофорсированным двигателем и высокой степенью компрессии, то заливка Аи-92 вместо Аи-95 приведет к более серьезным последствиям в виде детонации. То есть, в момент подачи топливно-воздушной смеси в камеру сгорания она будет воспламеняться, не дожидаясь искры со свечи. В результате происходит микро взрыв, который многократно отбивается от стенок цилиндров и поршней.

Чем это грозит:

  • прогорание клапанов и клапанной крышки;
  • разрушение маслосъемных колпачков;
  • скорейший износ поршневых колец;
  • образование трещин на стенках цилиндров;
  • прогорание прокладки головки блока и так далее.

Из-за нарушения герметичности ГБЦ происходит попадание охлаждающей жидкости в моторное масло. Соответственно, значительно снижаются его смазывающие и антиизносные свойства, падает давление. Понятно, что такие последствия ожидают вас лишь при регулярной заливке низкооктанового топлива. Если же по тем или иным причинам вам пришлось его использовать всего один раз, то негативными последствиями можно пренебречь.

И еще один момент, о котором стоит напомнить. Если вы обратитесь к официальному дилеру по гарантии, то вам откажут в бесплатном обслуживании, узнав, что вместо рекомендованного сорта горючего вы использовали более дешевый вид с меньшим октановым числом.

В каких случаях переход на низкооктановое топливо будет оправдан?

Согласитесь, что было бы нелепо, если бы водитель внедорожника или седана Премиум-класса заливал в бак самое дешевое топливо. Двигатели таких дорогих авто очень чувствительны к любимым нарушениям рекомендаций производителя.

Исходя же из собственного опыта и полученных знаний от общения с другими водителями, скажем, что тольяттинские моторы, хоть АВТОВАЗ и рекомендует лить Аи-95, отлично справляются и с 92-м. Это же можно сказать и о продукции таких автозаводов, как УАЗ и ЗАЗ. Во всех же остальных случаях мы бы рекомендовали строго придерживаться указаний производителя, поскольку мнимая экономия может обернуться затратами на дорогостоящий ремонт силового агрегата.