Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор?

В продаже можно найти три вида аккумуляторов: обслуживаемые, полуобслуживаемые и необслуживаемые. Первая разновидность уже практически не выпускается, но ее плюс состоял в том, что владелец имеет доступ ко всем «внутренностям» АКБ, может не только проверять плотность и уровень электролита, доливать дистиллированную воду, но и заменять пластины.

Полуобслуживаемые АКБ сегодня являются наиболее распространенными. Их главные преимущества:

  • пробки легко извлекаются;
  • можно проверять уровень электролита и доливать воду;
  • легко контролировать процесс зарядки — для этого достаточно дождаться момента, когда электролит начнет закипать.

Но минус данного типа стартерных батарей в низкой герметичности — пары электролита постоянно выходят через клапаны в пробках и приходится регулярно доливать дистиллированную воду. Стоит также отметить, что именно этот тип АКБ широко представлен в продаже, причем уровень цен колеблется в пределах от эконом до Премиум класса.

Необслуживаемые АКБ: конструкция и их преимущества

В последние годы все чаще производители начинают выпускать аккумуляторы не подлежащие обслуживанию. Они в 90 процентах случаев устанавливаются на новые авто, особенно производства стран ЕС, Японии и США. Мы уже рассказывали об особенностях АКБ этого типа на нашем портале vodi.su. Внутри банок необслуживаемых АКБ находится, как правило, не привычный жидкий электролит, а гель на основе полипропилена (AGM-технология) или оксида кремния (силикон).

Плюсы данных аккумуляторных батарей:

  • минимизированы потери электролита через испарения;
  • легче переносят сильные вибрации;
  • более длительный срок службы;
  • не теряют уровень заряда даже при минусовых температурах;
  • практически не требуют обслуживания.

Из минусов можно выделить следующие моменты. Прежде всего, при одинаковых размерах они обладают меньшим пусковым током и емкостью. Во-вторых, их масса превышает вес обычных обслуживаемых свинцово-кислотных батарей. В-третьих, стоят они дороже. Не нужно упускать из виду и тот факт, что необслуживаемые аккумуляторы очень плохо переносят полный разряд. Кроме того, внутри содержатся вредные для природной среды вещества, поэтому гелевые и AGM батареи необходимо сдавать на утилизацию.

Почему необслуживаемые аккумуляторы быстро разряжаются?

Какими бы преимуществами не обладала автомобильная АКБ, разряд для нее является естественным процессом. В идеале энергия, которая была израсходована на запуск двигателя, компенсируется во время движения за счет генератора. То есть, если вы совершаете регулярные поездки на большие расстояния, при этом едете на постоянной скорости, то аккумулятор заряжается до необходимого уровня без какого-либо постороннего вмешательства.

Однако жители больших городов используют авто в основном для поездок по переполненным улицам, со всеми вытекающими последствиями:

  • средняя скорость движения в мегаполисах не превышает 15-20 км/час;
  • частые дорожные пробки;
  • остановки на светофорах и переходах.

Понятно, что в таких условиях батарея не успевает зарядиться от генератора. Более того, многие авто с автоматическими, механическими и вариаторными коробками передач оснащаются системами типа Start-Stop System. Суть ее в том, что во время остановок двигатель автоматически отключается, а питание потребителей (магнитола, кондиционер) производится от АКБ. Когда же водитель нажимает на педаль сцепления или отпускает педаль тормоза, двигатель заводится. На авто с системой Старт-Стоп устанавливаются стартера, рассчитанные на большее количество запусков, но вот на АКБ нагрузка приходится действительно большая, поэтому со временем возникает вопрос: можно ли заряжать необслуживаемые аккумуляторы.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора: описание процесса

Идеальный вариант зарядки — использование автоматических зарядных станций, которые не требуют контроля. Устройство подсоединяют к электродам АКБ и оставляют на определенное время. Как только уровень заряда батареи достигает нужного значения зарядное устройство перестает подавать ток на клеммы.

Такие автономные зарядные станции обладают несколькими режимами зарядки: током с постоянным напряжением, медленная зарядка, Boost — ускоренная зарядка под высоким напряжением, которая отнимает до одного часа.

Если же вы пользуетесь обычным зарядным устройством с амперметром и вольтметром, при зарядке необслуживаемого аккумулятора необходимо придерживаться следующих предписаний:

  • рассчитать уровень разряда АКБ;
  • выставляем 1/10 силы тока от емкости батареи — 6 ампер для АКБ на 60 Ач (рекомендуемое значение, если же выставить более высокую силу тока, то АКБ может попросту сгореть);
  • напряжение (вольтаж) выбирается в зависимости от времени зарядки — чем выше, тем скорее зарядиться батарея, но нельзя устанавливать напряжение выше 15 Вольт.
  • время от времени проверяем напряжение на клеммах аккумулятора — когда оно достигло отметки 12,7 Вольт, батарея заряжена.

Обратите внимание на такой момент. Если подзарядка производится в режиме подачи постоянного напряжения, например 14 или 15 Вольт, то по мере зарядки это значение может снижаться. Если оно понизилось до отметки в 0,2 Вольта, это говорит о том, что батарея больше не принимает заряд, соответственно она заряжена.

Уровень же разрядки определяется по простой схеме:

  • 12,7 В на клеммах — 100-процентный заряд;
  • 12,2 — 50 процентов разряда;
  • 11,7 — нулевой заряд.

Если необслуживаемая АКБ часто полностью разряжается, это для нее может стать смертельным. Необходимо ехать на СТО и проводить диагностику на предмет утечки тока. В мерах профилактики любую батарею — как обслуживаемую, так и необслуживаемую — необходимо заряжать низкими токами. Если АКБ новая, ее так же, как и батарею смартфона или ноутбука, рекомендуется зарядить — в идеале проехаться на большое расстояние. А вот зарядка в Boost-режиме, то есть ускоренная, рекомендуется лишь в исключительных случаях, так как приводит к быстрому износу аккумулятора и сульфатации пластин.