Чем и как промыть систему охлаждения двигателя?

Система охлаждения двигателя выполняет важную функцию — поддерживает рабочие температуры на приемлемом уровне. В современных автомобилях функции системы охлаждения значительно расширенные: нагрев воздуха для обогрева, охлаждение моторного масла, охлаждение АКПП, системы турбонаддува. Понятно, за такой важной системой двигателя необходимо ухаживать должным образом.

На большинстве современных авто установлено жидкостное охлаждение при помощи антифриза или его российского аналога — тосола. Хотя встречаются люди, — как правило, владельцы транспорта старых годов выпуска, — которые используют обыкновенную воду дистиллированную.

Поддержание системы охлаждения в рабочем состоянии

Производителями автотранспортных средств предусмотрен целый ряд мер для ухода за системой охлаждения. Самое основное правило — регулярно проверять уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости доливать его. Другие мероприятия:

  • контроль состояния проводящих шлангов и уплотнительных элементов;
  • проверка подвижных частей — подшипников водяного насоса, вентилятора, ременной передачи;
  • смазка подшипников или их замена при необходимости;
  • проверка термостата.

Также одной из обязательных процедур является замена антифриза. Периодичность замены указана в инструкции и составляет, как правило, 40-90 тысяч км. В некоторых современных авто его вообще можно не менять. Однако, вместе с заменой антифриза необходимо очищать систему и от образовавшихся загрязнений и накипи.

Необходимость очистки системы охлаждения

Несмотря на то, что все системы современного авто максимально герметичные, в них все равно попадают загрязнения извне. Также по мере износа металлических элементов двигателя, испарения и сгорания технических жидкостей образуется характерный осадок из разнообразных частиц различной консистенции. Вся эта грязь забивает маслопроводящие и охлаждающие магистрали. Результат не заставляет себя долго ждать:

  • перегрев двигателя;
  • попадание частиц в те или иные агрегаты и узлы;
  • понижение эффективности работы системы охлаждения и ее выход из строя.

Если на панели светится значок охлаждающей жидкости, это может говорить как о том, что нужно долить тосол, так и о том, что шланги забиты и двигатель реально перегревается. Чтобы избежать этой проблемы, проводите очистку системы охлаждения при каждой смене антифриза. Заметим также, что тосолы и антифризы сами по себе под воздействием высоких температур утрачивают свои свойства, а их химические компоненты выпадают в виде осадка.

Способы очистки системы охлаждения

Если говорить коротко, то процесс очистки делится на два этапа:

  • внутренняя — промывка системы изнутри разнообразными средствами;
  • внешняя — промывка радиатора и очистка вентилятора от пуха и пыли.

Если у вас в хозяйстве имеется мойка Керхер, о которой мы в

свое время рассказывали на Vodi.su, под несильным напором воды очистите соты радиатора и дополнительно пройдитесь по ним мягкой щеткой. Вентилятор чистят вручную влажной ветошью. С данной стадией очистки проблем возникнуть не должно. Хотя радиатор желательно демонтировать, отсоединив все патрубки и сняв его с кронштейнов.

Внутренняя же очистка проводится следующим образом:

  • глушим мотор, дожидаемся его остывания и сливаем антифриз — сначала из радиатора, затем из блока двигателя;
  • закручиваем плотно все сливные отверстия и заливаем в расширительный бачок средство для очистки;
  • заводим двигателем и даем ему некоторое время поработать на холостых оборотах или проезжаем определенное расстояние;
  • сливаем промывку, заливаем дистиллированную воду, чтобы избавиться от остатков средства;
  • льем новую порцию антифриза.

Это лишь схематическое описание процесса, так как различные средства действуют по-разному. Поэтому необходимо придерживаться инструкции производителя. Например, если у вас машина относительно новая и каких-то заметных проблем с охлаждением не наблюдается, то можно просто залить воду и дать мотору немного ее «погонять» по системе и рубашке охлаждения блока цилиндров. Другие же средства заливают и поступают далее так, как указано в инструкции.

Выбираем средства для промывки системы охлаждения

Различных жидкостей и промывок для радиатора в продаже можно найти очень много. Наиболее эффективными считаются следующие:

  • LIQUI MOLY KÜHLER-REINIGER — концентрированная промывка, довольно дорогая, но хорошо растворяет известковые и жировые отложения, не содержит агрессивные химические вещества;
  • LIQUI MOLY KUHLER-AUSSENREINIGER — очиститель внешний для радиатора;
  • Hi-Gear — 7-минутная промывка, по эффективности значительно уступает продукции Ликви-Молли;
  • Abro Radiator Flush — недорогое средство, но неплохо справляющееся с поставленными задачами по внутренней промывке;
  • Bizol R70 — тоже вполне неплохой очиститель.

В принципе, на страницах любого интернет-магазина запчастей и автотоваров промывки для радиатора представлены в широком ассортименте. При выборе обращайте внимание на химический состав и производителя. Продукция известных фирм типа Mannol, Very Lube, Abro, LiquiMolly и других прошла необходимые лабораторные исследования и не причинит вреда резиновым элементам.

Если же покупаете дешевую подделку из Китая, будьте готовы к тому, что после процедуры промывки могут потечь сальники помпы или шланги для антифриза.

Подручные средства для прочистки радиатора

Если желание тратить несколько тысяч рублей на очистители отсутствует, можно воспользоваться старыми дедовскими методами. Для этой цели подойдут:

  • каустическая сода;
  • лимонная или уксусная кислота;
  • молочная сыворотка;
  • сладкие напитки типа Coca-Cola, Pepsi, Fanta (некоторые люди их хвалят, но мы бы не рекомендовали их использовать для промывки).

Каустическая сода применяется исключительно для наружной и внутренней очистки медных радиаторов. Контакт же с алюминием запрещен, так как щелочной состав приводит к разрушению молекулярной структуры этого мягкого металла.

Лимонная и уксусная кислота эффективны против известковых отложений, а вот с серьезными загрязнениями они вряд ли справятся. В зависимости от уровня загрязнения добавьте 50-100 грамм лимонной кислоты на литр, либо поллитра уксуса на 10-литровое ведро. Молочную сыворотку заливают в бачок и ездят с нею 50-100 км, затем очищают систему дистиллированной водой и льют тосол.

Сладкие напитки типа Кока-Колы, Тархуна или Фанты подходят для чистки монет от патины, неплохо справляются со ржавчиной. Но лить их в мотор мы бы не советовали. Во-первых, сахар имеет свойство карамелизации, то есть затвердевает. Во-вторых, углекислый газ ведет себя непредсказуемо при контакте с металлами. В любом случае, после очистки мотора Фантой, необходимо многократно промыть его водой.

Не подходят для данной цели и различные бытовые средства типа Fairy, Gala, Крот, Калгон, Белизна и пр. Они содержат в себе целый букет химии, которая прекрасно разъедает резину и алюминий. В любом случае, лучше пользоваться проверенными народными методами или лицензионными продуктами от известных производителей. Ну, а если машина на гарантии, то лучше всего отправиться на дилерскую СТО, где все сделают по правилам и с гарантией.