Торможение с ABS и без ABS

Сравниваем тормозной путь с ABS и без ABS

Насколько эффективна система антиблокировки тормозов? Данный вопрос интересует многих. На нашем сайте Vodi.su мы ранее рассказывали о принципе работы ABS. Стоит также напомнить, что еще в конце прошлого XX века в ЕС вышла директива, согласно которой все новые модели автомобилей, выпускаемых в Европе, должны оснащаться антиблокировкой. Понятно, что такие важные решения принимают лишь после проведения многочисленных тестов. Соответственно, ездить с ABS значительно безопаснее, чем без нее.

Тем не менее, как влияет наличие АБС на длину тормозного пути? На каком типе дорожного покрытия она действует наиболее эффективно? Данные вопросы постараемся рассмотреть детально в сегодняшнем материале на нашем автопортале.

Как происходит торможение с ABS и без нее?

При нажатии на педаль тормоза вы чувствуете вибрации. Это включается АБС. Принцип работы основан на простом правиле — при торможении колесо останавливается практически мгновенно, но автомобиль под воздействием силы инерции продолжает движение. Если же колесо будет блокироваться в положении пограничным с полной блокировкой, то есть не полностью, то скорость остановки автомобиля будет примерно равна скорости торможения колес.

Простыми словами: благодаря клапанам, установленным в тормозную систему, давление в ней попеременно то повышается, то уменьшается. Получается, что на какую-то долю секунды колесо блокируется полностью, а потом разблокируется. В стандартной ABS количество циклов закрытия и открытия клапанов равняется пятнадцати в секунду. Именно поэтому педаль и вибрирует.

Основными элементами АБС являются:

  • датчики скорости;
  • блок управления;
  • клапаны тормозной системы;
  • насос для подачи тормозной жидкости;
  • колодки или барабаны на задних колесах и тормозные цилиндры.

Датчики скорости фиксируют скорость вращения каждого колеса, в ЭБУ эта информация сравнивается с общей скоростью передвижения транспортного средства. На основе этих данных включается та или иная программа торможения, оптимальная для конкретных условий.

Если же у вас нет АБС, то в случае нажатия на педаль тормоза полностью блокируются колеса. Если торможение происходит на сухом асфальте, то пятно контакта из-за трения разогревается, из-за чего меняются свойства резины. Из-за этого автомобиль останавливается не мгновенно, а лишь через некоторое время.

На нашем портале Vodi.su есть статья про длину тормозного пути, которая зависит от множества факторов:

  • качество дорожного покрытия — асфальт, мокрый асфальт, «каша», снег, лед, гравий, песок;
  • вес транспортного средства;
  • наличие или отсутствие АБС;
  • сила, с которой водитель давит на тормоз.

Таким образом, главное преимущество АБС состоит в том, что на некоторых типах дорог остановочный путь действительно более короткий, и на протяжении всего торможения водитель сохраняет контроль над машиной. Более того, тормозить с ABS намного легче, так как не приходится рассчитывать силу нажатия на педаль. Просто удерживайте ее в одном положении, а система сама выберет оптимальный вариант для остановки в данных условиях.

Длина остановочного пути с АБС и без

Есть специальные формулы для расчета длины остановочного пути, но для получения максимально точного результата нужно учитывать массу переменных: коэффициент сцепления (а он зависит от состояния резины и типа покрытия), скорость движения, массу машины, состояние тормозной системы и пр. Поэтому гораздо проще привести результаты тестов для легкового автомобиля на скорости 50 км/час.

Вот что получается:

  • гололед — 19 и 12 метров (с АБС и без АБС соответственно);
  • лед, снежная каша, дорожные неровности — 25 и 12 метров;
  • рыхлый снег — 23 и 12 м;
  • мокрый асфальт — 11 и 9 м;
  • сухой асфальт — 7,5 и 10 м.

Мы видим, что тормозной путь с АБС короче только на сухом асфальте, на снегу же и на мокром асфальте он длиннее. С чем это связано? Приведем несколько доводов в пользу АБС.

Во-первых, при торможении без антиблокировки машину на льду практически со стопроцентной уверенностью развернет на 60-90 градусов, при этом водитель ничем помочь не сможет. Можете представить последствия такого неконтролируемого разворота на оживленной трассе! В принципе, разворот без АБС происходит на любом типе покрытия. Особенно опасна ситуация, если на трассе рассыпан песок, гравий или грязь с колес какого-нибудь трактора. При таком раскладе степень сцепления шин получается разной и авто уходит в гарантированный занос.

Во-вторых, более короткий путь на льду, каше или рыхлом снегу из-за того, что под колесами образуются горки из снега и каши, они-то и задерживают автомобиль. С АБС такого не происходит, остановочный путь более длинный, но зато он контролируемый. Конечно, водителю приходится учитывать данный момент в зимнее время. То есть достаточно придерживаться дистанции и не превышать разрешенные скоростные режимы.

Выводы

АБС идеально подходит для езды по сухому асфальту. Если же передвигаетесь по грунтовым или заснеженным дорогам, будьте готовы к тому, что остановочный путь будет более длинным. Но в случае экстренного торможения вы всегда сможете изменить траекторию движения. Водителям же, которые ездят на авто без АБС, это вряд ли удастся. В любом случае придерживайтесь ПДД, сохраняйте бдительность за рулем и вам не придется проверять тормозную систему своего автомобиля на эффективность.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите что вы не робот! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Популярное
Свежие комментарии