Роботизированная трансмиссия DSG – что за зверь?
Мы уже довольно много внимания на нашем портале уделяли различным типам автомобильной трансмиссии. Владельцы автомобилей Volkswagen, Skoda, Seat в техническом описании к своим авто в графе трансмиссия могут видеть аббревиатуру DSG. Что же означают эти латинские буквы? Попробуем разобраться.
Роботизированная трансмиссия отличается от обычной механики и от автоматической наличием двойного сцепления. Благодаря такой конструктивной особенности обеспечивается мягкое переключение скоростных диапазонов без рывков и задержек. Ну а роботизированной она является потому, что за переключение передач отвечает блок электронного управления, соответственно у водителя есть возможность переключаться как на автоматическое, так и на ручное управление.
Говоря простым языком DSG-трансмиссия является удачным гибридом МКПП и АКПП. Но все же главное ее отличие — двойное сцепление.
Устройство коробки следующее:
- двухмассивный маховик коленчатого вала — обеспечивает равномерную передачу момента вращения на оба диска сцепления, состоит из первичного и вторичного дисков, тогда как обычный маховик имеет монолитную структуру;
- два диска сцепления — для четных и нечетных передач;
- два первичных и вторичных вала для каждого сцепления;
- цилиндрическая главная передача (для авто с передним приводом);
- дифференциал (для переднеприводных авто).
Если же у вас заднеприводный автомобиль с DSG-трансмиссией, то главная передача и дифференциал находятся в картере главного моста, хотя конструктивно они связаны именно с КПП и распределяют крутящий момент поровну на ведущие колеса.
Устройство также во многом зависит от количества передач. Так, на авто с 6-скоростной коробкой DSG сцепление «мокрого» типа, то есть диски сцепления находятся в масляном кожухе, благодаря чему минимизируется трение. На 7-скоростных коробках сцепление «сухого» типа. Оно подвержено более быстрому износу, однако таким образом удается получить значительную экономию на трансмиссионном масле ATF: в первом случае его требуется приблизительно 6-7 литров, а во втором — не более двух.
Принцип работы роботизированной КПП
Принцип достаточно простой. Так, на обычной механике водителю приходится последовательно переходить с одного скоростного диапазона на другой, путем перевода рычага КПП. На «роботе» DSG одновременно являются включенными две передачи — более низкая и более высокая. Более низкая является рабочей, а вторая работает в холостом режиме. При повышении скорости переключение происходит за десятые доли секунды.
Если же вы достигли максимальной скорости, то в холостом режиме работает более низкая передача. За всем этим процессом следит ЭБУ. Различные датчики анализируют скорость вращения коленвала, положение дроссельной заслонки и педали газа. Информация поступает в блок управления и принимается решение о переключении передачи. Подаются импульсы на гидравлические исполнительные устройства (электромагнитные клапаны, гидравлический контур) и выбирается оптимальный скоростной режим на том или ином отрезке дороги.
Преимущества и недостатки DSG
К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что, несмотря на свою инновационность, двухдисковые роботизированные коробки передач имеют массу недостатков:
- дороговизна обслуживания;
- быстрый износ трущихся частей (особенно с сухим сцеплением);
- автомобилисты очень хорошо знают об этих проблемах, поэтому продать б/у авто бывает очень сложно.
Пока действует гарантия, то проблемы не заметны. Как правило, быстрее всего из строя выходят именно диски сцепления. Обратите внимание на такой факт: если на DSG-6 (сухого типа) диск можно попросту поменять, то на DSG-7 приходится полностью устанавливать новое сцепление, которое стоит практически как новая коробка передач.
Сам электронный блок и исполнительные устройства также являются довольно нежными. При перегреве датчики могут подавать неверную информацию на ЭБУ, в результате чего наблюдается несогласованность в управлении и ощущаются резкие рывки.
Самый простой способ поскорее «убить» роботизированную коробку передач — удерживать машину на светофорах или в пробках с помощью педали тормоза, а не переключением на нейтраль.
Тем не менее, такие КПП продолжают выпускать, потому что у них есть масса достоинств:
- более экономный расход топлива — экономия до 10%;
- минимизация вредных для экологии выхлопов;
- отличная разгонная динамика;
- комфорт при езде, простота управления.
Срок службы достигает в среднем 150 тысяч километров.
Исходя из всего вышесказанного, редакция Vodi.su рекомендует очень ответственно подходить к выбору б/у авто с DSG. Если же вы купили новую машину, то следуйте указаниям производителя, чтобы не столкнуться с финансовыми затратами на ремонт.
Я, кстати, лет пять назад хотел купить Шкоду Октавию с ДСГ, но побоялся этого робота, сейчас, говорят, что проблем с ним почти уже нет.
Обхожу стороной автомобили с данными коробками, так как еще не так много специалистов, разбирающихся в них.