Что собой представляет коробка передач Типтроник?
Можно найти много информации о преимуществах различных видов коробок перемены передач. Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о плюсах и минусах механической коробки:
- уменьшенный расход топлива;
- простота обслуживания;
- переключать передачи можно в зависимости от ситуации.
Но в то же время освоить механику значительно сложнее. Автоматическая коробка в свою очередь более простая для обучения, но есть и целый ряд недостатков:
- ухудшаются динамические характеристики;
- расходуется больше топлива;
- ремонт обходится дороже.
Разумным будет предположить, что производители стараются придумать такой тип КПП, которому были бы свойственны все положительные стороны обеих трансмиссий. Такая попытка частично удалась концерну Porsche, где в 1990 году была запатентована собственная технология — Типтроник.
Типтроник — это автоматическая коробка передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Переключение с автоматики на ручное управление происходит благодаря переводу селектора из режима «D» в дополнительную Т-образную секцию +/-. То есть, если мы посмотрим на коробку передач, то увидим стандартный паз, на котором отмечены режимы:
- P (Parking) — парковка;
- R (Reverse) — задний ход;
- N (Neutral) — нейтраль;
- D (Drive) — драйв, режим движения.
А сбоку имеется небольшой аппендикс с отметками плюс, М (Medium) и минус. И в тот самый момент, когда вы переводите рычаг в этот боковой вырез, электронный блок переключает управление с автоматического на ручное и вы можете повышать или понижать передачу по своему усмотрению.
Впервые такая система была установлена на автомобилях Porsche 911, но с тех пор технологию Типтроник начали использовать и другие производители. Такой тип трансмиссии часто называют полуавтоматическим.
Стоит отметить, что название полуавтоматическая КПП по отношению к Типтроник не совсем верно, поскольку водитель только переводит селектор в нужное положение, однако переход на новый режим происходит с некоторым опозданием, потому что все команды сначала поступают на ЭБУ, а он уже в свою очередь воздействует на исполнительные устройства. То есть, в отличие от МКПП, именно электронный блок обеспечивает переключение передач, а не водитель.
На сегодняшний день система Типтроник претерпела значительные модификации. Во многих современных автомобилях вместо дополнительного выреза для селектора применяют подрулевые лепестки. Это очень удобное изобретение, поскольку лепестки находятся непосредственно под рулем и их можно нажимать пальцами. Как только вы нажимаете на лепесток трансмиссия переключается на ручной режим, а на дисплее бортового компьютера отображается текущая передача. Нажимая на плюс или минус, вы можете повышать или понижать передачу.
Данная система полностью автоматизированная, поскольку в том случае, если вы перешли на ручное управление, но некоторое время не передвигали рычаг или не жали на лепестки, снова включается автоматика и переключение передач будет происходить без вашего участия.
Плюсы и минусы Типтроника
По сравнению с обыкновенным автоматом у Типтроника есть целый ряд положительных свойств.
- Во-первых, у водителя появляется возможность брать управление в свои руки: можно к примеру тормозить двигателем, что на автомате недоступно.
- Во-вторых, в такой трансмиссии реализована программа защиты, которая работает даже при включенном ручном режиме и следит за тем, чтобы действия водителя не повредили двигателю.
- В-третьих, такая коробка будет просто незаменима в условиях города, потому что взяв управление на себя, вы сможете действовать адекватно ситуации.
Из минусов можно выделить следующие:
- Типтроник значительно влияет на стоимость, в бюджетных автомобилях вы его попросту не встретите;
- сама трансмиссия обладает большими размерами и весом, ее ремонт обходится очень дорого из-за большого количества электроники.
Ну и самая главная проблема — скорость реагирования на действия водителя: переключение передач происходит с задержкой от 0,1 до 0,7 секунд. Конечно, для города это небольшой промежуток, но для скоростных гонок или езды на больших скоростях — существенный. Хотя есть примеры того, как болиды Формула-1, оснащенные КПП с функцией Типтроник, занимали первые места в заездах.
На нашем канале вы можете посмотреть видео из которого узнаете что такое типтроник.
На моей машине стоит АКПП Типтроник, но я, при езде, почти не пользуюсь им, мне удобнее ездить на автомате.
У меня в автомобиле стоит как раз коробка типтороник, но я ею не пользуюсь ручным переключением передач, пока не вижу в этом никакого смысла.
Я тоже использую автоматический режим. Но знаю, что в любой момент могу переключиться на ручное управление. Это удобно, практично. Своего рода подстраховка.
Изобретение востребованное и полезное. Если говорить о скорости реагирования, то нужно принять во внимание топливо: дизель или бензин. По опыту могу сказать, что типтроник на авто с бензиновым двигателем реагирует быстрее. Говоря о движении по трассе, не вижу проблем в реакции. Кик – даун никто не отменял. Конечно, незначительная задержка есть, но лично меня она устраивает. Дело привычки.
По городу лучше выбирать типтроник, особенно с большим движением автомобилей, на много проще и не отвлекаешься от дороги.