Что такое “дневные ходовые огни” и для чего они нужны?
Все мы помним, что в 2010 году в ПДД появилось новое требование, вызвавшее много споров и непонимания в среде водителей — в любое время года днем обязательно включать дневные ходовые огни, если же их не предусмотрено, то должны гореть либо противотуманки либо ближний свет.
Это новшество мотивировалось тем, что с включенными ДХО или ближним светом автомобиль очень легко будет заметить боковым зрением как в городской черте, так и за ее пределами. Мы уже подробно описывали на нашем автопортале Vodi.su штрафы за движение с выключенными фарами и какие требования выдвигаются в ГИБДД к ходовым огням.
Несмотря на то, что данная поправка начала применяться больше четырех лет тому назад, многих водителей интересует вопрос — что такое дневные ходовые огни (ДХО), можно ли вместо них использовать, например, габариты или нужно как-то дорабатывать систему головной оптики, подключать светодиодные огни и так далее.
Вопрос действительно серьезный, тем более, что штраф за нарушение — 500 рублей. Есть также штраф за несоответствие оптики требованиям ГОСТа, опять же придется выкладывать 500 рублей.
Ситуация усложняется еще и тем, что в конструкции многих автомобилей нет специальных ходовых огней и водителям приходится постоянно включать ближний свет либо противотуманки (ПДД п. 19.4). На трассе энергии, вырабатываемой генератором, хватает, чтобы фары всегда горели. А вот в постоянных городских пробках, при езде на низких оборотах генератор не вырабатывает достаточное количество электричества, и вольтметр показывает, что начинается разрядка аккумулятора. Соответственно снижается его ресурс и срок работы. С такой проблемой сталкиваются владельцы отечественных авто, например ВАЗ 2106.
В то же время в ГИБДД заявляют прямо, что ДХО — это не габариты, подфарники и различные кустарные световые приборы, устанавливаемые без согласования.
Габаритные огни имеют малую мощность и в светлое время суток их практически не видно, поэтому использовать их в таком качестве не допускается.
А за установку непредусмотренных регламентом приборов тоже положен штраф.
Определение понятия ДХО
Чтобы разобраться с вопросом, заглянем в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В нем мы найдем всю, интересующую нас, информацию.
Сначала мы видим определение понятия ДХО:
- «Это лампы ТС, которые установлены в его передней части, не ниже 25 сантиметров над землей и не выше 1,5 метра. Расстояние между ними должно быть не меньше 60 сантиметров, а расстояние от них до крайней точки транспортного средства не должно быть больше 40 сантиметров. Направлены строго вперед, включаются одновременно с включением зажигания и отключаются при переходе на ближний свет фар».
Также в данном документе пишут, что если конструкцией ДХО не предусмотрены, должен постоянно — в любое время года в светлое время суток — гореть ближний свет или противотуманные фары.
Водителям рекомендуют использовать светодиоды, поскольку они расходуют в 10 раз меньше энергии, чем галогенные или обыкновенные лампы с нитью накаливания. Практически во всех современных автомобилях предусмотрены дневные светодиодные огни.
Также в документе говорится о том, что в продаже можно приобрести специальные, официально разрешенные наборы фонарей для установки на передний бампер. Ниже следует несколько приложений, в которых говорится в частности и о том, что установка светодиодных фонарей, если они в изначальной конструкции авто не предусмотрены, является факультативной — то есть необязательной. Но в таком случае в качестве ДХО нужно использовать ближний свет фар.
Также в приложениях более подробно объясняются правила установки дневных ходовых огней на транспортные средства с разными габаритными размерами. Мы эти объяснения приводить не будем, потому что их очень легко найти.
Есть также еще одно важное обстоятельство — дневные ходовые огни должны излучать белый свет. Допускаются его небольшие отклонения в сторону других цветов спектра — синего, желтого, зеленого, фиолетового, красного.
ПДД о дневных ходовых огнях
Чтобы еще лучше разобраться с данным вопросом, можно открыть Правила Дорожного Движения РФ и найти пункт 19.5. Здесь мы найдем много полезной информации.
Прежде всего — ДХО нужны для обеспечения видимости транспортных средств и безопасности как самих водителей, так и пешеходов. Если водители пренебрегают данным требованием, то согласно КоАП 12.20 должны готовиться заплатить 500 рублей штрафа.
Дальше идет длинный перечень всех транспортных средств, которые обязаны ездить с ДХО: мопеды, мотоциклы, маршрутные ТС, легковые, колонны, грузовые, при перевозке детей и пассажиров и так далее.
Следующим пунктом следует обоснование данного требования:
- мотоциклы и мопеды — сложно заметить издалека, а с включенными ДХО они будут легко различимы;
- маршрутные ТС — для предупреждения других участников движения об их приближении, предотвращение опрометчивых действий другими водителями;
- особенно акцентируется внимание на перевозках детей;
- обязательно включать ДХО при перевозке опасных грузов, негабарита и так далее.
Таким образом, из ПДД можем сделать вывод, что данное требование о применении ДХО действительно имеет смысл и его нужно придерживаться. Кроме того, при ДТП виновник всегда сможет апеллировать к тому, что из-за того, что дневные ходовые огни у потерпевшего не горели, он его банально не заметил.
Можно ли самостоятельно устанавливать дневные ходовые огни?
Очень сомневаюсь, что данная мера помогла достичь те результаты, которые планировались.